Пятница, 2024-11-22, 9:39 AM
Болдырева Наталья
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Стилистика [1]
Статьи по стилистике
Издательство [1]
Работа с издательствами. Правила приема рукописей. Договоры, документы.
Работа со словом [3]
Литературная учеба
Программы для писателей [2]
Писательский софт
Теория и практика литературы [3]
Пишем рассказ, повесть, роман.
Наш опрос
Где лучше обсуждать Литературный семинар?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов
Форма входа
 Ремесло писателя. Литературная учеба
Главная » 2009 » Август » 13 » Как написать рассказ? Выстраивание композиции
Как написать рассказ? Выстраивание композиции
7:32 PM
Композиция рассказаСуммируя предыдущие две части: идей у вас может быть воз и маленькая тележка, но без конфликта все они ничто.
Материала для рассказа не бывает много. Прорабатывая мир и бэк рассчитывайте, что из всех ваших наработок в конечный текст войдет хорошо, если треть. Поиск материала стоит начать после зарождения конфликта. Потому что материал должен носить не чисто описательную, миропостроительную функцию, он должен работать на конфликт и помогать выстраивать композицию.
Деталь, не работающая на сюжет - это балласт. Деталь, работающая на сюжет, раскрывающая характер, идею, конфликт - а лучше и то, и другое, и третье - это то, что я называю центростремительностью рассказа. Идеальный текст - это текст, в котором нет ничего случайного, и все до литеры подчинено замыслу автора.
Если вы хоть чуть уже художник, вы знаете, как с помощью детали передать характерные черты героя, атмосферу рассказа и тому подобное. Это хрестоматийное горлышко от разбитой бутылки на плотине - верный штрих, рисующий картину целиком, будь это пейзаж или душевное состояние персонажа.
Но как деталь может выстраивать композицию?
Когда я писала оружейный рассказ, деталей у меня было через край. Я могла выбирать из объема в два-три раза превышавшего объем конечного текста. Мелочи быта, правила этикета, законы того времени, ритуалы, костюмы - шут не случайно лыс, шут лыс достоверно, поскольку именно лысина считалась потешной в средние века. Но лысина эта в рассказе, как и многое другое, деталь проходная. Она создает мощный бэк, историческую достоверность, но нацелена скорее на читателя просвещенного и придирчивого. Читатель средний - представляющий собой большинство - не заметит доброй половины всех этих нюансов. Последние нужны скорее автору.
Среднему же читателю требуется два типа деталей:
  1. деталь-символ - нечто узнаваемое, вызывающее целую цепочку ассоциаций, позволяющее легко - и главное самостоятельно - достроить картинку.
  2. и деталь-загадка - то, что ставит вопрос и зовет за собою по тексту.
Автор обязан найти такие детали и грамотно их расставить. Расставить так, чтобы одна тянула за собой другую.
Перчатка, появившаяся на подоконнике палача - это деталь-загадка. Взятая из реального быта и обычаев того времени, она удачно легла в текст, с первых же строк вызвав интерес, создав интригу. Эта перчатка никак не объясняется далее - объяснения были бы избыточны - она сыграла свою функцию и протащила читателя по вводной части текста, бедной на события и конфликты, описывающей быт палача и работу шута.
То же и шрам на шее шута. Зловещая примета, приписывающая палаческому мечу способность чуять будущего преступника, когда тот еще даже не помышляет о преступлении. Примета, запомнившаяся мне еще из немецкой классики. Шрам лишь намекает на нее, вставляя в текст вторую, более сильную интригу - неясные взаимоотношения палача и шута.
Эта же - прекрасная, богатейшая - деталь позволяет сделать в тексте двойную кульминацию. Казнь, по идее долженствующая быть вершиной конфликта - палач вырыл свой похороненный меч - становится обрамлением для решения конфликта настоящего, конфликта чудовищной ошибки, совершенной палачом многие-многие годы назад.
Рассказ, из рассказа о праве на оружие, становится рассказом о праве на прощение. Так удачно найденная деталь придает тексту второй план.
Возвращаясь к первому типу детали - детали-символу - здесь это весь ритуал захоронения меча.
В моей выписке было упоминание о ритуале, с которым хоронили палаческий меч, но я не стала искать его описаний, потому что здесь - да простит меня искушенный читатель - я ориентировалась на то, что проще всего назвать "голивудщиной". Легко узнаваемую картинку, позволяющую читателю самостоятельно завершить образ: алый шелк, перекресток дорог, люди в черных плащах :) я понятия не имею, насколько исторична эта сцена. Но она бесспорно узнаваема.

Ну и в заключение: если вам скажут, что какой-либо конкурс можно выиграть, написав про безногую собачку, ребенка-калеку и обезглавленную старушку.... не верьте :) всё это в Мече правосудия было
:D

Как написать рассказ? Часть 1. Идея и конфликт.
Как написать рассказ? Часть 2. Поиск материала.
Категория: Теория и практика литературы | Просмотров: 18518 | Добавил: NotaBene | Теги: как написать рассказ, мастер-класс, композиция рассказа | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 5
5 Quemado  
0
Статья по делу, даны примеры, заодно и автор стал чуть ближе и понятнее) Очень интересно, спасибо!

4 Bymnunmagma  
0
Спасибо за труды :)))))

3 работа  
0
хороший материал

2 Liska  
0
Спасибо, полезный материал. Добавил ваш блог в закладки.

1 vipgod  
0
Отличная статья, мне навится, достойно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Клуб фантастов Корпус 4

  • Вавилор и другие миры

  • Персональный сайт Анны Сырцовой

  • WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета








  • Журналы на InJournal.ru



    Сделать бесплатный сайт с uCoz