Суммируя предыдущие две части: идей у вас может быть воз и маленькая тележка, но без конфликта все они ничто. Материала
для рассказа не бывает много. Прорабатывая мир и бэк рассчитывайте, что
из всех ваших наработок в конечный текст войдет хорошо, если треть.
Поиск материала стоит начать после зарождения конфликта. Потому что
материал должен носить не чисто описательную, миропостроительную
функцию, он должен работать на конфликт и помогать выстраивать
композицию. Деталь, не работающая на сюжет - это балласт. Деталь,
работающая на сюжет, раскрывающая характер, идею, конфликт - а лучше и
то, и другое, и третье - это то, что я называю центростремительностью
рассказа. Идеальный текст - это текст, в котором нет ничего случайного,
и все до литеры подчинено замыслу автора. Если вы хоть чуть уже
художник, вы знаете, как с помощью детали передать характерные черты
героя, атмосферу рассказа и тому подобное. Это хрестоматийное горлышко
от разбитой бутылки на плотине - верный штрих, рисующий картину
целиком, будь это пейзаж или душевное состояние персонажа. Но как деталь может выстраивать композицию? Когда
я писала оружейный рассказ, деталей у меня было через край. Я могла
выбирать из объема в два-три раза превышавшего объем конечного текста.
Мелочи быта, правила этикета, законы того времени, ритуалы, костюмы -
шут не случайно лыс, шут лыс достоверно, поскольку именно лысина
считалась потешной в средние века. Но лысина эта в рассказе, как и
многое другое, деталь проходная. Она создает мощный бэк, историческую
достоверность, но нацелена скорее на читателя просвещенного и
придирчивого. Читатель средний - представляющий собой большинство - не
заметит доброй половины всех этих нюансов. Последние нужны скорее
автору. Среднему же читателю требуется два типа деталей:
деталь-символ - нечто узнаваемое, вызывающее целую цепочку ассоциаций,
позволяющее легко - и главное самостоятельно - достроить картинку.
и деталь-загадка - то, что ставит вопрос и зовет за собою по тексту.
Автор обязан найти такие детали и грамотно их расставить. Расставить так, чтобы одна тянула за собой другую. Перчатка,
появившаяся на подоконнике палача - это деталь-загадка. Взятая из
реального быта и обычаев того времени, она удачно легла в текст, с
первых же строк вызвав интерес, создав интригу. Эта перчатка никак не
объясняется далее - объяснения были бы избыточны - она сыграла свою
функцию и протащила читателя по вводной части текста, бедной на события
и конфликты, описывающей быт палача и работу шута. То же и шрам на
шее шута. Зловещая примета, приписывающая палаческому мечу способность
чуять будущего преступника, когда тот еще даже не помышляет о
преступлении. Примета, запомнившаяся мне еще из немецкой классики. Шрам
лишь намекает на нее, вставляя в текст вторую, более сильную интригу -
неясные взаимоотношения палача и шута. Эта же - прекрасная,
богатейшая - деталь позволяет сделать в тексте двойную кульминацию.
Казнь, по идее долженствующая быть вершиной конфликта - палач вырыл
свой похороненный меч - становится обрамлением для решения конфликта
настоящего, конфликта чудовищной ошибки, совершенной палачом
многие-многие годы назад. Рассказ, из рассказа о праве на оружие, становится рассказом о праве на прощение. Так удачно найденная деталь придает тексту второй план. Возвращаясь к первому типу детали - детали-символу - здесь это весь ритуал захоронения меча. В
моей выписке было упоминание о ритуале, с которым хоронили палаческий
меч, но я не стала искать его описаний, потому что здесь - да простит
меня искушенный читатель - я ориентировалась на то, что проще
всего назвать "голивудщиной". Легко узнаваемую картинку, позволяющую
читателю самостоятельно завершить образ: алый шелк, перекресток дорог,
люди в черных плащах :) я понятия не имею, насколько исторична эта
сцена. Но она бесспорно узнаваема.
Ну и в заключение: если вам
скажут, что какой-либо конкурс можно выиграть, написав про безногую
собачку, ребенка-калеку и обезглавленную старушку.... не верьте :) всё
это в Мече правосудия было :D