Среда, 2017-09-20, 7:20 PM
Болдырева Наталья
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Стилистика [1]
Статьи по стилистике
Издательство [1]
Работа с издательствами. Правила приема рукописей. Договоры, документы.
Работа со словом [3]
Литературная учеба
Программы для писателей [2]
Писательский софт
Теория и практика литературы [3]
Пишем рассказ, повесть, роман.
Наш опрос
Где лучше обсуждать Литературный семинар?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов
Форма входа
 Ремесло писателя. Литературная учеба
Главная » 2009 » Июль » 28 » Как написать рассказ? Идея и конфликт
Как написать рассказ? Идея и конфликт
1:34 PM
Фантастическое допущениеВсе вы наверняка еще со школьной скамьи помните, что идея художественного произведения - это главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении, и выражается писателем в художественных образах.
Фантастика, как особый род литературы, в которой существенную роль играет необыкновенное и несуществующее, созданное материальными (SF) или сверхъестественными силами (fantasy), отводит идее особое место.
"Круг явлений", изображенный в произведении, может стать не вспомогательным приемом (так называемым "антуражем"), но вполне самостоятельной темой (фантастическим допущением).
Термин фант.допущение устоялся в сфере научной фантастики и прочно ассоциируется с нею, однако фантастические допущения возможны и в фэнтези. Подробнее всю типологию фант.допущений вы можете прочитать в статье Генри Лайона Олди, Фантастическое допущение. "Фантастическое допущение вводится в текст для чего-то", - говорят авторы, и выводит читателя на уровень идеи, добавляю я.
Но прежде чем мы перейдем к материям столь высоким, поговорим о том, как рождаются фантастические допущения, откуда они берутся.
Толкиен, построивший Средиземье на целой системе фантастических допущений, сделал это настолько хорошо и полно, что мало кто смог добавить что-то новое в "тему эльфов и орков", и те из фантастического допущения превратились в прием создания того самого антуража. Поклонники творчества Профессора отлично знают, что в основу Средиземья положена европейская мифология. Не замахиваясь на столь эпические полотна, я всё-таки берусь утверждать, что в основе любого настоящего фант.допущения в любом произведении, от рассказа до романа, должны лежать реальные мифы, предания, истории - если речь идет о фентези, тенденции, течения, разработки - если мы говорим о научной фантастике.
Фант.допущение - настоящее фант.допущение, которое вывело бы читателя на идейный уровень вашего произведения - не придет к вам само и не свалится как снег на голову. Но, если вы найдете его, оно может подарить вам замечательное, по-настоящему художественное произведение.
Как найти хорошее фант.допущение? - работать с источниками, выписывая всё необычное, яркое, поражающее воображение. Ведь фантастика - это такая особая литература, рассказывающая о невозможном как о реально существующем.
Свой творческий метод может быть у каждого. Я предпочитаю делать выписки на небольших листочках из стандартных канцелярских блоков для заметок, скрепляя те по темам.
Придерживаясь принципа "одна мысль - одна запись", я скоро собираю толстые пачки тематических подборок, которые затем перевожу в экселевский формат, что банально облегчает мне поиск.
Вот несколько выписок из темы "Волки, оборотничество":
  • из пепла может восстать то существо, что было сожжено. Для возрождения пепел должен быть предан земле. Развеянный по ветру, он ведет к окончательной смерти;
  • волк может быть союзником только для мужчины, для женщины - преследователь, охотник, убийца;
  • волки - проводники в загробный мир, волк может побывать на том свете и вернуться;
  • волк - солнце, ворон и змей - хтонические родственники,союзники, орел и конь - антогонисты...
- таких выписок может быть очень много, но сами по себе они еще не будут фант.допущениями, хотя уже могут создавать требуемый антураж. Ни одна из этих заметок не несет в себе того, без чего немыслимо художественное произведение вообще и фантастика в частности. В них нет конфликта.
Для поиска фант.допущения я раскладываю листочки из разных тематических подборок на столе, как пасьянс, и ищу интересные сочетания между ними, столкновения, намекающие на конфликт.
В следующем выпуске этого маленького мастер-класса я, на примере рассказа "Меч правосудия", опишу вам полный цикл создания хорошего фант.допущения, выводящего рассказ на идейный уровень.

Как написать рассказ? Часть 2. Поиск материала.
Как написать рассказ? Часть 3. Выстраивание композиции.
Категория: Теория и практика литературы | Просмотров: 3805 | Добавил: NotaBene | Теги: мастер класс, творческий метод, фантастическое допущение | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Клуб фантастов Корпус 4

  • Вавилор и другие миры

  • Персональный сайт Анны Сырцовой

  • WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета








  • Журналы на InJournal.ru



    Сделать бесплатный сайт с uCoz