Что я подразумеваю под словосочетанием «идеальный рассказ»?
Не факт, что рассказ, написанный согласно нижеизложенных рамок будет идеален,
не факт, что рассказ, этих рамок не придерживающийся будет плох. Все зависит от
мастерства автора.
Тем не менее. Мной давно замечено, что рассказ обладающий некими четко
различимыми признаками будет прочтен с особым вниманием (и не только мной). Вне
зависимости от своего содержания.
Итак. Центростремительность.
Ядро рассказа, которое притягивает к себе все его уровни: языковой, смысловой,
композиционный. По моим наблюдением ядро это может располагаться в плоскости
образности, сюжета либо идеи. Соответственно, если одна из этих плоскостей
сворачивается в ядро, две другие окутывают ее плотной оболочкой и должны быть
ей подчинены. Иначе мы получим размытый текст и банальное перетягивание одеяла,
когда даже автор не может решить, что же в его творении главное.
Центростремительность – это также плотное закручивание по спирали. От общего к
частному, или от частного к общему, но в итоге должна остаться выжимка
«чистого» продукта, впечатление, которое можно изложить буквально в двух словах
– без мути. Плотность текста.
Каждое слово в тексте должно работать на ядро (кажется, это – очевидно).
Идеален тот текст, из которого нельзя ничего выкинуть. Есть такой
хрестоматийный пример, демонстрирующий смысловую избыточность в предложениях:
Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут…
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут…
и
Гол бес шел в лес,
Вдруг – стоп: жук в лоб!
Бес рад: влез в ад.
И – формула определения избыточности текста:
И=[(Q – M)/Q]100
где И – избыточность текста в %
Q – общее число слов в тексте
М – число слов в лаконичном выражении после сжатия текста.
Так вот. Ту же формулу можно применять и к сюжету, и к образности, и к смыслу.
Найдите главное в рассказе, вычлените его, сформулируйте, и если, пробежав
глазами остальной текст, вы найдете сюжетные повороты, образы, мысли, которые
не служат этому главному, либо дублируют друг друга… вырезайте. Добивайтесь
высокой плотности на всех уровнях вашего рассказа. Пропорциональность
Возьмите свою идею, взвесьте ее. И не дай бог удельный вес вашего рассказа
будет больше удельного веса вашей идеи. К сожалению часто видишь как автор,
вполне обоснованно полагая, что пишет он хорошо, занимается банальнейшим…
самолюбованием. Он раскрывает все грани своего таланта, демонстрируя все свои
писательские навыки. Радостный читатель следует за ним вплоть до финала и – не
испытывает катарсис. С первых же строк рассказа читатель строит некоторую
проспекцию – рисует в воображении ожидаемый результат чтения. И когда автор на
всем протяжении истории лишь подтверждает ожидания читателя высоким уровнем
изложения, тот испытывает чувство удовлетворения. Но если наступает момент,
когда объем перевешивает идею, когда тщательно выписанные образы не рождают
цельной картины, когда обрублен хотя бы один сюжетный конец… читатель имеет
право разочароваться. Автор в этом случае достоин участи Сусанина.