Итак – госпожа де-таль. Утонченная дама благородного
происхождения. Миниатюрна и изящна. Украсит любой текст.
Если придется ко двору.
Может создать атмосферу всему отрывку, или, чем черт не
шутит, всему тексту:
Вот и наши карапузоны плюхнулись в удобные
кресла-трансформеры, которые моментально приняли форму весьма продавленных в
середине пончиков. А карапузоны выглядывали оттуда, как аппетитная начинка.
– создав незамысловатый, но цельный образ укладывающийся в
канву всего остального повествования. Пончик – самый естественный
атрибут детской сказки – удачно обыгран автором в описании интерьера. Этот
образ играет на сюжет в целом.
Иной раз – способна оттенить грани описываемого характера:
Здесь сибиряк хохотнул и тут же стал набрасывать
первый сюжет. Он оказался груб и прост, словно кедровое бревно на лесосплаве.
– сравнение служит одновременно и характеристикой сюжета, и
намеком на нрав и быт героя.
В другом случае достаточно и меткого, точно подобранного
слова:
Писатель Филин был стар и многотомен.
– раскрывающего целый пласт биографии персонажа. Раз
многотомен – значит плодовит, издаваем и любим уважаемой публикой.
Ничто не может на столько обогатить, насытить рисуемый вами
образ как предельное сужение понятия:
Удачно, и одновременно требует определенного мастерства,
использование однотипных форм в описании персонажей:
Того, что был в синих штанишках и ярко – зелёной
кепочке, зовут Тёма. У него светлые непослушные волосы. Да, бывают не только
непослушные дети, но и непослушные волосы. Это такие волосы, которые, как ни
старается их хозяин, ну никак не хотят причёсываться аккуратной чёлочкой. А
почему – то всё время торчат задиристым чубчиком. Про такие волосы часто
говорят: «Как корова языком прилизала». На кругленьком Тёмином личике хлопают
длиннющие, как у девочек, ресницы. А под ними сверкают ярко – голубые, не
затуманенные тяжёлыми мыслями, глаза.
Характер Тёме достался под стать его непослушному
чубчику. Такой же задиристый, не желающий никому подчиняться, а наоборот,
желающий делать всё по – своему. Даже кепочку Тёма носит козырьком назад. А ещё
ему достался очень непослушный ротик. Он ну никак, никогда и ни при каких
обстоятельствах не желает ни на минуточку, ни на секундочку, ни на долю
секундочки закрываться
Сколько всего: штанишки, кепочка, челочка, чубчик,
кругленькое личико, ротик. И, право замечательно, автор мудро доводит
описание до апогея: ни на минуточку, ни на секундочку, ни на долю
секундочки.
Деталь так запросто может представить вас читателю, что он
сразу почувствует себя на короткой ноге с текстом:
Люблю пятницу. Пятница - бесшабашный паренек...На
всякое готов и характер у него легкий. Чего не скажешь про субботу.
Суббота - тетка с авоськами, замученная бытом и
неоплаченными счетами...
Воскресенье я не люблю. Что - то между нами не
складывается, и вся его ханжеская сущность мне претит.
Понедельник вечно хватается за все и не доводит ничего
до конца...Успевает испортить отношения там, где это почти невозможно....
Очень нравится мне вторник. Мой соратник и друг, его
надежное плечо поддерживает меня в трудную минуту....
Среда явно женского пола. Всегда готова на интриги и
пакости...
Четверг - самый трудный из всей недельной компании.
Молчалив и часто угрюм...
– кому, спрашивается, чуждо и не знакомо описываемое? А поди
ж ты, все равно задевает, располагает к себе как добрый знакомый.
Необходимо помнить и о чувстве меры. Деталь – как и любая дама
– любит быть в центре внимания. Постарайтесь, чтоб у читателя, при взгляде на
ваш текст не разбегались глаза:
Второй раз они столкнулись в плотной толпе на
Крещатике. Они прошли мимо, зацепившись взглядами, как две удочки, перепутавшиеся
под водой. Она узнала его сразу, как знакомого призрака.
Насколько удачно описание пересекшихся взглядов, и на
сколько неуместно, выпадает из только что заявленного образа сравнение с
призраком. Автор, не пытайтесь доказывать свою гениальность каждой строкой.
В итоге деталь, так или иначе, работает на заявленный сюжет,
тему.
Но не дай вам бог, пригласить эту капризную даму в
неподходящее общество. Оказавшись в чужом окружении, она, с досады, испортит
вам текст, а быть может, и порушит замысел.