Наверное, всем известно выражение "художественная
деталь", но никто не слышал о "художественной подробности".
Вслушайтесь в звучание: де-таль. Крохотный, но яркий момент,
раскрывающий пласты смысла.
По-дроб-но-сти - неуемное стремление автора к
объясниловке. Абсолютно излишнее и не нужное, перегружающее текст, рассеивающее
внимание.
Ей-богу, иногда кажется, что автор держит читателя за
имбицила. Он стремится объяснить ему - скорбному разумом - почему героиня
вспомнила тот, встретившийся всего страницу назад эпизод свидания с героем: как
он был ярок!
Автор. Если вы не сумели передать всю яркость ключевого момента
- указание на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ сделает ваши потуги еще более жалкими.
А если вам-таки удался тот самый - впечатляющий - момент,
указание на ОЧЕВИДНОЕ низведет читателя на уровень клиента дома скорби.
Другой пример: обстоятельный рассказ о вещах общеизвестных.
Конечно, если ваше творение образовательно и имеет целью общее развитие и
повышение культурного уровня... Но грамотный, просвещенный читатель,
наткнувшись в тексте на, опять таки, ОЧЕВИДНЫЕ, прописные истины, просто...
отложит книгу. Справедливо сочтет, что текст рассчитан на другую - менее
эрудированную аудиторию.
Я уже молчу о том, что пространные рассуждения о живописи
эпохи возрождения будут смотреться несколько неуместно посреди сцены ограбления
Эрмитажа.
И последнее. Как часто автор, верно, из боязни перенапрячь
серое вещество читателя, дает пространную и развернутую характеристику
персонажа, в которой перечисляет мельчайшие черты характера и, проделав сей
кропотливый труд, выносит тому однозначный приговор, часто длинною в одно
слово-штамп. Подлец. Герой. Ворюга. ...
Очаровательно. И опять таки - неуважительно по отношению к
читателю.
Дайте ему шанс - этому существу второго сорта, доказать, что
он тоже может быть умен и проницателен. Автор, ты, который видит героя
насквозь, дай читателю насладиться моментом угадывания в подлеце - подлеца, в
герое - героя.
В этом, мой гениальный друг, тебе поможет
"художественная деталь".