Интересные факты о самых разных областях культуры, искусства,
экономики, политики, традиций и обычаев любых стран прошлого,
настоящего и будущего.
Специальные термины книгоиздания. Литературоведческие термины и примеры.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Звукопись
Специальные термины книгоиздания. Литературоведческие термины и примеры.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
ЗВУКОПИСЬ - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
К. Д. Бальмонт
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
В целях звукописи может использоваться:
а) повтор звука:
«Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок);
б) повтор фонетически близких звуков:
«Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак);
в) противопоставление фонетически контрастных звуков:
«Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин);
г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств:
«В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).
Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
Назад
…Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
К. Д. Бальмонт
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
В целях звукописи может использоваться:
а) повтор звука:
«Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок);
б) повтор фонетически близких звуков:
«Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак);
в) противопоставление фонетически контрастных звуков:
«Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин);
г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств:
«В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).
Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
-.
Назад